Саппорт классы... Prophet, Bishop, Shillien Elder, Elven Elder,
Warcryer, Overlord. Предназначены для игры в пати. Но не всегда пати
можно найти, особенно учитывая распространенность дуал-боксов. Зачем,
скажем, брать живого PP в пати, если свой PP 56+ (а такой уровень
вкачать можно очень быстро) оффпати во втором окне даст практически те
же баффы. Конечно, от саппорта 78+ уже никто не откажется, но как
вкачать 78, если не берут в пати?
Легче всего BP и EE - во-первых они в первую очередь хилеры, а хилер в
пати нужен живой. Во-вторых у них есть анти-undead нюки, обычные и с
шансом летала (сбить одним ударом жизнь моба до 1 HP), которые
позволяют очень неплохо качаться соло.
Warcryer - тоже есть нюк, хотя и довольно непрактичный, плюс WC -
баффер в классической арчер-пати, войдя в постоянную пати, он закрывает
для себя вопрос поиска пати. Но и становится привязанным к своей.
Overlord - весьма специфический класс, но проблема с пати такая же как и у других.
Не знаю, витали ли мысли о нелегкой судьбе саппортов у разработчиков,
но факт есть факт - в СТ1 появились 2 вещи, дающие возможность хорошего
соло-экспинга для саппорт-классов. Это трансформации и новый волк,
четырехлапый терминатор Great Wolf, вкупе с новой системой начисления
экспы игроку с петом. Причем как трансформированный саппорт, так и
волк, несколько сильнее классического DD.
В первую очередь эти нововведения хороши для бафферов - PP/SE/WC.
Трансформации пригодятся и OL (волка он не сможет баффнуть). BP, EE
тоже могут играть в трансформе и/или с волком, но для них это будет
менее эффективно из-за малого количества баффов и, возможно, не лучше
обычного кача на undead мобах.
Но, обо всем подробно.
Трансформации. На 50 уровне любой персонаж может сделать небольшой квест, More Than
Meets The Eye; и получить возможность трансформироваться. Всего
существует 8 видов трансформаций, книгу для изучения первой дают как
награду за квест, вторую можно купить у Black Marketeer of Mammon за
600к AA. Еще 6 видов доступны для изучения с 60 уровня, книги для них
покупаются у Adventure Guild Manager, за Life Crystals. Эти книги
довольно дороги из-за того, что кристаллы можно получить только дропом
с РБ.
Трансформация длится 30 минут, откат 4 часа. При трансформации
сохраняются баффы. В трансформированном состоянии нельзя использовать
активные скиллы, но пассивные работают.
У трансформаций есть несколько собственных активных скиллов, но
практической пользы от них немного (исключая Assimilation Dragon
Bomber'а - это селф бафф на 2 минуты с быстрым откатом, который делает
персонажа "невидимым" для агро-мобов (аналог Silent Move даггеров,
Shadow Dance BD, но без потери скорости)).
Нас же в первую очередь интересуют те самые показатели STR и DEX. А они
у всех трансформаций примерно такие, как у файтер-классов. В частности
у первых трансформаций, Onyx Beast и Death Blader, они аналогичны human
файтерам - STR 40 DEX 30. Так что же, PP в трансформации становится
таким же сильным, как DA, глад, TH? Нет, он становится сильнее!
Дело в специфике расчета PAtk персонажа. Формула выглядит примерно так:
PAtk персонажа = PAtk оружия*различные множители*"Mastery" множитель + различные слагаемые
При одинаковом эквипе, лвле и тату у PP в трансформе и TH будут
одинаковые множители, слагаемые будут несколько отличаться из-за разных
бонусов, но незначительно. А вот "mastery" множитель - для файтер
классов он равен 1,085, а для мистик классов 1,45. Для исходного
мистика он не поможет "догнать" файтера по PAtk, потому что отставание
из-за STR (влияние STR учитывается в множителях) все равно больше. Плюс
отставание по DEX. А вот при одинаковых STR/DEX этот специальный
множитель дает PAtk для мистик класса на 34% больше, чем для файтера.
Конкретный пример. PP 58 уровня, +4 STR, PL сет, Tsu*SLS +4; Onyx Beast.
PAtk 1131/Accuracy 94/Critical 167/ASpd 513
Dps: 447,7.
Глад 58 уровня c тем же самым, бафф PP 58 уровня, +4 STR, PL сет, Tsu*SLS +4 будет иметь 889 PAtk.
Для сравнения, TH 58 уровня, +4 STR, PL сет, Demon sword +3 CD, бафф PP 58/Accuracy toggle.
Dps: 414,4.
У PP на ~8% выше, из-за того что у TH есть пассивные скиллы и toogle, плюс даггер лучше дуалей по dps в общем случае.
Итак, кач в трансформе - бафф, трансформация, 20 минут кач. Итого на
первых, легко получаемых трасформациях 2 бафф раунда экспинга, каждые 4
часа. Эквип - обычный файтерский, вполне подойдет и не ОЕ. PL/BW Heavy;
Tallum Heavy/Majectic Heavy для PP/WC/OL, PL; DC LA для SE.
Даггер/дуали, в крайнем случае можно даже использовать и shadow weapon.
Тату - -STR конечно надо будет как минимум смыть, в идеале переделать
на +4/+5 STR. Общий набор +4 Wit/+4 STR/+1 STR или +1 WIT.
Опять же в крайнем случае (для осад и т.п.) можно периодически менять
одну из тату, используя магазинные краски +4 STR/-5 CON и +4 CON/-5 STR.
Резюмируя, особенности кача в трансформации для бафферов.
Плюсы: высокий dps, выше чем у аналогичного DD.
Минусы: ограничение по времени, дороговизна дополнительных трансформаций. Необходимость сменить тату.
Просто по факту: необходимость дополнительного эквипа.
Great Wolf.
Еще одно нововведение CT1 - изменение системы набора экспы петом.
Раньше он получал экспу в зависимости от его вклада в урон по мобу. Это
позволяло быстро качать самого пета - мобов убивал только он, но было
совершенно бесполезно для прокачки хозяина, если он не принимал участие
в убийстве мобов.
В СТ1 экспа между хозяином и петом делится точно также, как между
хозяином и сервитором, т.е. часть хозяину, часть пету, независимо от
того, кто убивает моба.
И новый пет - Great Wolf, развитие обычного волка, имеющий
характеристики, не уступающие сервиторам профильных саммонеров, а в топ
эквипе опережающий их.
Кроме того, набор баффов PP/SE/WC более широкий, чем у саммонера, плюс
он может забаффать и себя, и пета, тогда как саммонер только своего
сервитора.
И наконец, уровень сервитора и его характеристики жестко привязан к
уровню саммонера. Тогда как баффер может взять волка высокого уровня, в
топ эквипе (даже не обязательно уменьшая % экспы, который идет самому
игроку). И либо пойти качаться на мобов подходящих по уровню для волка,
получая экспы за мобов больше, либо на мобов своего уровня, убивая их
гораздо быстрее, в любом случае эксп в единицу времени будет высоким.
Конкретный пример.
Great Wolf 65 уровня, топ эквип, бафф PP 58 уровня.
PAtk 1976/Accuracy 106/Critical 110/ASpd 437
Dps: 606,8.
Для сравнения, Kai the Cat 66 уровня, бафф саммонера:
PAtk 1421/Accuracy 106/Critical 40/ASpd 370
Dps: 337,9.
TH 66 уровня, +4 STR, PL сет, Soul Separator +3 CD, бафф PP 58/Accuracy toggle.
Dps: 500,9.
Как говорится, комментарии излишни.
Урон достаточный, чтобы на каче использовать только самого волка, а
игроку ограничиться баффом и хилом. Но лично мне, например, скучно так
играть. Баффер вполне может участвовать в каче и вносить свою толику
dps.
PP 65 уровня, +4 STR, Majestic Heavy, Damascus*Tallum Blade +4.
Dps: 278.
Примерно в 2 раза слабее DD, но вместе с волком dps на 75% больше, чем у TH.
Все написанное выше для трансформаций, по поводу тату и боевого эквипа
для саппорта, верно и здесь. Хотя переделывать билд саппорта в данном
случае не обязательно, так как по сравнению с волком dps мал, и его
относительные изменения мало повлияют на суммарный dps. Т.е. например,
в трансформации, изменение по STR на 13 (с -5STR (магазинная тату) на
+4 STR тату, +4 STR PL сет) увеличит dps на 50-60%. Аналогичный эффект
даст такое изменение и для баффера (не в трансформе) с волком, и
увеличит его вклад в общий dps (ну это чтобы не чувствовать себя лишним
)). При -5 STR вклад игрока ~30%, при +8 STR возрастет до ~45%, но
общий dps увеличится только на ~12%.
Конечно, не все коту... т.е. волку масленица. Основной минус,
недостаток пета - система ресурректа убитого зверя. Если вы не
поднимите его в течение 20 минут РЕАЛЬНОГО времени после смерти, он
исчезнет из игры вообще. Т.е. при форс-мажорной ситуации в реальности,
приведшей к дисконнекту и смерти волка, а также невозможности зайти
потом в течение 20 минут в игру, вы потеряете волка. Например, при
отключении элекричества.
Форс-мажор на то и форс-мажор, что бороться с ним невозможно. Скажем
если с потерей питания еще можно справиться с помощью UPS, то с
проблемами со связью вы не сделаете ничего, это просто от вас не
зависит. Поэтому обезопасить себя от потери пета можно только в игре. А
именно качаться с волком так, чтобы вероятность его смерти при
дисконнекте была минимальной или вообще нулевой. Т.е. качаться на мобах
уровня заметно ниже чем уровень волка, не качаться на групповых мобах,
или в местах, где можно сагрить сразу много мобов. Поддерживать HP
волка близкое к 100%.
Тогда при дисконнекте волк переживет под ударами 1-2 мобов несколько секунд до форслогаута персонажа и живым вернется в ошейник.
Волк забирает себе 35% экспы, получаемой хозяином. При условии, что
уровень волка не больше чем на 10 или не меньше чем на 5, чем уровень
персонажа. Если волк уровень волка больше чем на 5 меньше уровня
персонажа, то его % уменьшается, вплоть до нескольких %. Это делает
затруднительным прокачку лоу-лвл волка хай-лвл персонажем.
Вообще, 35% это заметно больше, чем %, забираемый сервиторами у
саммонеров (0-20%). Но по сути, это окупается тем dps, что дает волк.
Т.е. например в дуо с DD своего уровня, баффер получал бы за моба (эксп
за моба*1,3 пати бонус)/2=65% - ровно то же самое, что с волком.
При этом эти 35% идут на прокачку своего же волка, а не в никуда, как у саммонера, или другому игроку.
Еще один минус - затраты на волка. По вышеуказанным причинам,
необходимости превышения волка по уровню над мобами и невозможности
нормально качать маленького волка персонажем высокого уровня, тому же
PP 58+ для того, чтобы волк стал серьезным и надежным подспорьем в
каче, нужно будет этого самого волка купить, причем уровня 65+. Это
будет стоить немалых денег. Эквип тоже довольно дорог, топ броня и
когти стоят ~160м.
Резюмируя, кач с волком.
Плюсы: высокий dps волка, он сам превосходит по нему обычных DD своего
уровня. А если саппорт сам участвует в убийстве мобов, то суммарный dps
становится заметно выше, чем у DD. При этом саппорту нет особой
необходимости переделывать свой билд - изменение тату и оружия не
увеличивает принципиально общий dps. И основного магического сета будет
достаточно для кача, так как танковать будет волк.
Минусы: необходимость очень тщательно следить за безопасностью волка,
чтобы исключить возможность его смерти. Высокая стоимость волка и его
эквипа.
Просто по факту: волк забирает себе часть экспы, получаемой на каче.
Используя все возможности.
Было бы можно совместить эти два вида кача - в трансформации и с
волком, если бы не одно ограничение (вполне возможно введенное именно
для того, чтобы саппорты не стали чересчур убер в PvE )). Нельзя
трансформироваться, имея вызванным пета или сервитора. Хотя можно
вызвать его, уже будучи трансформированным. Т.е. на практике это
означает, что волк останется без баффов. А учитывая, что и лечить в
трансформации вы его не сможете (только использовать GHP), это делает
такой кач достаточно опасным для волка, что нежелательно по описанным
выше причинам.
Но, до этого речь шла о соло-каче, а ведь возможность пати никто не отбирал. В том числе нового вида пати - дуо/трио саппортов.
Вариантов множество. Например PP+SE - баффнулись, получив каждый полный
набор мили-баффов, затем трансформировались, и стали качаться. Или PP с
волком и SE - баффнулись, PP трансформировался, вызвал волка, SE
баффнул его (и волк использовал GSAP), затем трансформировался сам. Или
один из саппортов играет как саппорт - SE баффает и хилит PP в
трансформе и волка, своего, или волка PP, или, возможно, волки есть у
обоих. Причем в таком варианте можно использовать трансформации по
полной - их длительность 30 минут, т.е. в обычном варианте 10 минут
теряется, а так второй саппорт даст бафф трансформу на эти 10 минут.
Ну и классические пати. Когда я играл DD-SE, народ неохотно шел в дуо,
не помогал и переливающийся high-OE даггер в руках ) Но здесь - один
вид закованного в броню волка, в холке близкого по росту к хозяину,
сразу расставит все точки над i. Если речь о дуо, то хороши в первую
очередь BD/SWS - первый заметно увеличит dps, второй выживаемость, что
актуально для волка и/или для PP в трансформе, у которого нет VR. В
больших пати трансформация будет неактуальна, так как у саппорта и так
много дел - баффать, лечить, контроллить. А вот волк очень даже,
простой макро на ассист - и вот твой ручной терминатор весело носится
со всеми от моба к мобу, не мешая тебе выполнять твои прямые
обязанности.
Итак, Chaotic Throne 1: Support's New Hope. Новая часть игры не просто
дала саппортам возможность отличного соло-кача, она дала им новые
возможности кача вообще, как в соло, так и в пати.